Старенький U-2 придет на замену современного Global Hawk
Тэги: U-2  Global Hawk  БПЛА

Northrop Grumman начала лётные испытания новейшего многофункционального активного радара, предназначенного для MQ-4C, версии RQ-4 Global Hawk для ВМС. Новый радар должен побороть неверие военных в Global Hawk и спасти гибнущий на глазах дрон от решения ВВС США по прекращению его выпуска.

Недавнее решение Пентагона свернуть программу Global Hawk block 30 и, в качестве замены новейших БПЛА, продлить срок службы U-2 произвело на экспертное сообщество смешанное воздействие. Понятно, что воздушный разведчик, чей первый полёт состоялся 57 лет назад, выглядит надёжнее и дешевле свежайшего дрона. Деревянная дубина, кстати, тоже обладает вышеперечисленными преимуществами перед штурмовой винтовкой, но стоит ли, вопрошают специалисты, сворачивать производство последних только на этом основании?

Комментарии вроде «эксперты не видят логики в сворачивании программы GlobalHawk» все ещё появляются в прессе. Однако попробуем сами разобраться, что же стало причиной столь экстравагантного решения, а также взглянем на шаги, которые Northrop Grumman предпринимает, чтобы спасти своё детище.

Оправдания ВВС США по сворачиванию выпуска Global Hawk сводятся к двум пунктам: а) бюджет 2012 года урезан, а нам, судя по всему, в этом году предстоит начать новую военную кампанию; б) разведывательные возможности U-2 выше, чем у MQ-4, потому что человек-пилот всегда может перенацелить его аппаратуру на слежение за более важной целью. Первый пункт объективен (хотя ряд других, куда более сомнительных проектов почему-то сокращать не торопятся), а вот второй требует подробного рассмотрения.

 

Вопреки тому, что вы ожидаете, современный самолёт не обладает одинаково эффективным круговым наблюдением в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Наиболее эффективные радары и инфракрасные детекторы на самолётах-разведчиках всё равно нацелены вниз-вперёд. Причин много; одна из ключевых та, что хвост и оперение ЛА всё равно закрывают часть обзора. Пилот разведывательной авиации находится в кабине в том числе и для этого: он всегда может изменить траекторию полёта в нужную сторону и развернуть туда же средства аэрофотосъёмки. В отличие от оператора БПЛА, он может покрутить головой, наклонить её вбок, одновременно наклонив самолёт, чтобы увидеть что-то прямо под ЛА, что обеспечивает ему 360-градусный обзор в горизонтальной плоскости, а при активном маневрировании — и в вертикальной. Например, выполняя рутинный разведполёт по маршруту, он может увидеть более интересный объект — скажем, не нанесённые на карту блестящие стальные рельсы в глухомани. Именно так — по непонятным рельсам — НАТО и локализовало некоторые советские подземные заводы. Другой пример творческой деятельности лётчика-наблюдателя: в Великую Отечественную немецкие солдаты вместо периодически засыпаемого тупикового ровика-туалета испражнялись в банки (консервные), после чего выбрасывали их из окопов. Советскому воздушному разведчику это было известно, поэтому именно по разбросанным густой россыпью на 30-метровом удалении от траншеи банкам он определял, в какой именно — первой, второй или третьей — линии окопов сидят обречённые арийцы. Там, где банок не было, он рисовал на планшете ложные огневые позиции, предназначенные для рассредоточения огня советской артиллерии. Полностью заменить пилота во всех этих нюансах до разработки искусственного интеллекта невозможно.

 

RQ4/MQ4 Global Hawk дороги, поэтому американские военные пока предпочитают U-2, за которых заплатили ещё при Эйзенхауэре и Никсоне. (Фото ВВС США.)
RQ4/MQ4 Global Hawk дороги, поэтому американские военные пока предпочитают U-2, за которых заплатили ещё при Эйзенхауэре и Никсоне. (Фото ВВС США.)

 

 

 

В БПЛА можно заложить интерес к конкретным объектам, но разведка — чрезвычайно сложный вид деятельности. Вышеприведённых тонкостей в работе лётчика-наблюдателя тысячи, причём в Сомали они одни, в Ираке — другие, а в Афганистане — третьи. Заложить все такие ситуации в ПО дрона нельзя по определению. Поэтому он ведёт наблюдение и аэрофотосъёмку «ковровым» способом: осматривает и записывает всё. В результате новые казармы иракских войск в Багдаде были локализованы через три месяца после захвата города, так как офицер G-2, занятый обработкой фотоматериалов, справился с миллионами кадров, сделанных БПЛА, именно к тому времени.

К тому же у дронов есть свои проблемы: модули кибератаки, имевшиеся у Ирана, смогли перехватить управление RQ-170 и посадить его на свой аэродром. Очевидно, с U-2 такой вариант не пройдёт: пилота труднее сагитировать провести всю жизнь среди женщин в парандже.

 

 

По мнению ВВС США, высокий потолок полёта даёт U-2 меньшую уязвимость от ПВО. А вот Н. С. Хрущев, по всей видимости, об этом ничего не знал. (Фото Википедии.)
По мнению ВВС США, высокий потолок полёта даёт U-2 меньшую уязвимость от ПВО. А вот Н. С. Хрущев, по всей видимости, об этом ничего не знал. (Фото Википедии.)

 

Что Northrop Grumman намерена сделать для преодоления названных проблем? Многофункциональный активный радар, по словам разработчиков, представляет собой первый в мире радар, одинаково качественно охватывающий все 360˚ как в открытом море, так и в прибрежных районах. Изначально оптимизированная для этого форма БПЛА теоретически действительно позволяет сделать это. Проделана большая работа по первичному отбору наиболее важных целей для наблюдения, призванная максимально разгрузить удалённого оператора. Система уже прошла тестирование в Палмдейле (Калифорния) на испытательной платформе Gulfstream II, после чего в январе–феврале была установлена на только что собранный MQ-4C. Новейший радар и новая версия БПЛА Global Hawk готовы к испытаниям.

Разработчик отчитался и об усовершенствовании систем сопровождения отслеживаемых объектов: дрон теперь может «запоминать» конкретный объект и сопровождать его на разумном удалении. При этом частота фотографирования преследуемого может быть задана заранее, чтобы не перегружать офицеров-аналитиков. По слухам, на MQ-4C стоят и пресловутые криптографические блоки, на разработку которых американцы после распада СССР пожалели денег. Предположительно, это значит, что народности третьего мира больше не смогут получать разведывательную информацию со следящих за ними же беспилотников и сажать их на собственные аэродромы.

ВМС считают, что для них новинки весьма эффективны: анализ рельефа и отбор целей на море существенно проще — если, конечно, не надо бороться с подлодками. ВВС же по-прежнему настроены скептично. Причины здесь не только практические, но и психологические. Дело доходит до смешного: отмечают особо высокий потолок U-2, делающий его якобы менее уязвимым для ПВО. Очевидно, американские военные забыли сообщить об этой сильной стороне своего самолёта-разведчика архаичной ЗРК С-75, сбившей в 1960-х семь таких самолётов, после чего о разведполётах над СССР, Кубой, Китаем и Вьетнамом американцам пришлось забыть.


Источник: aviationweek.com 28.02.2012
 
Тэги: U-2  Global Hawk  БПЛА

 
Энциклопедия