Инженеры из Колорадского университета в Боулдере (США) сделали ставку на беспилотный летательный аппарат с новым воздушно-реактивным двигателем собственной разработки и надеются на коммерческий успех своего детища не только в качестве воздушного разведчика, но и в области экспериментов по малошумному преодолению звукового барьера.
Воздушно-реактивные двигатели (ВРД) могут быть небольшими, экономичными и относительно недорогими; по крайне мере именно таков, по заявлениям авторов, L-FX00, созданный командой из Колорадского университета под руководством адъюнкт-профессора Райана Старки для дрона GOJETT собственной разработки. Прототип летательного аппарата сейчас собирается; первый полёт намечен на 2012 год. Учёный уже основал собственную компанию Starcor, задачей которой является коммерциализация GOJETT.
Разумеется, это не первый сверхзвуковой воздушный разведчик в истории. Lockheed D-21, первый полёт которого состоялся в 1964 году, летал со скоростями до километра в секунду, а после его падения на советской территории нечто подобное принялся разрабатывать и СССР. Однако он не умел садиться, просто сбрасывая контейнеры с полученными снимками в заданном месте, из-за чего пятимиллионный титановый ЛА был всего лишь одноразовой убийственно разорительной игрушкой. А вот нынешний прототип обещает совсем другие характеристики и цену.
Формы GOJETT напоминают X-15 и крылатые ракеты. (Изображение Колорадского университета.) |
Г-н Старки заявляет, что его БПЛА будет иметь скорость и дальность, беспрецедентные для аппарата весом всего в 50 кг. Скорость на бесфорсажном режиме заявляется в М1,4. Уже сейчас удельный расход горючего у двигателя этого дрона вдвое меньше существующих массо-габаритных аналогов. По словам учёного, он надеется в ближайшее время вновь удвоить показатель топливной эффективности своего ВРД. Среди прочих преимуществ двигателя — увеличенный межремонтный период в сравнении с конкурентами, отсутствие необходимости в смазке, а также реализация отклоняемого вектора тяги силовой установки и возможность оснащения форсажной камерой.
Среди возможных областей применения сверхзвукового дрона Райан Старки видит исследование формирования и развития циклонов и тропических штормов, а также воздушную разведку. Кроме того, БПЛА можно будет использовать для экспериментов по снижению шума при преодолении самолётом звукового барьера. Что позволяет надеяться на серьёзный коммерческий успех аппарата в перечисленных областях, так это его стоимость: разработчики планируют удержать её в диапазоне между $50 тыс. и $100 тыс. Для сверхзвукового летательного аппарата это рекорд.
«Мы не просто продвигаемся к очередным пошаговым переменам в этой области, мы производим монументальный сдвиг, который серьёзно потрясёт утвердившиеся стандарты», — заявляет автор машины.
И действительно, современные разведывательные БПЛА относительно малозаметны, однако, как показал недавний иранский опыт, это вовсе не гарантирует им безопасность. Как утверждают иранцы, RQ-170 был приземлён посредством кибератаки, но для её осуществления БПЛА всё же пришлось сначала обнаружить. В то же время сверхзвуковой GOJETT, весящий всего полцентнера, обнаружить (а значит, и перехватить) должно быть значительно труднее, чем пресловутый RQ-170 — дозвуковой и с размахом крыла в 20 метров. К тому же новый дрон даже при цене в $100 тыс. всё равно будет в 60 раз дешевле, чем RQ-170.
Кадры иранского телевидения успешно доказали отрицавшийся поначалу факт захвата американского БПЛА, выполненного по стел-технологии. (Фото Википедии.)