Когда те или иные лица российского Министерства обороны хотели «покритиковать» боевую эффективность вертолётов соосной схемы фирмы Камова (вроде пресловутого Ка-50), главным аргументом (помимо «Двухэтажный вертолёт не может быть боевым») было коронное среди выпускников военных училищ тех, кто вырос на особом уважении к западным культурным образцам: «Нигде за пределами России вертолёты соосной схемы не являются боевыми».
Похоже, эта ситуация, как всё хорошее, подходит к концу. Когда в 1990-х на Западе, со ссылкой на опыт разработки Ка-50, началась вторая волна исследования соосной схемы, это было понятно не слишком многим. Однако после разворачивания Sikorsky Aircraft программы соосника-демонстратора X2 пелена с глаз упала почти у всех наблюдателей: соосники, пусть и не всегда чисто вертолётные, скорее всего, будут приняты на вооружение в США.
S-97. Почему-то над Гонконгом. (Здесь и ниже фото Sikorsky Aircraft Corp.) |
Во всяком случае движение в этом направлении очевидно, но военный бюджет этой страны утверждается конгрессом, а потому... И всё же Sikorsky Aircraft Corp. и Boeing 13 января 2013 года подписали совместное предложение в ответ на запрос Управления прикладных авиационных технологий (США) о создании Объединённого армейского многоцелевого технологического демонстратора. По словам представителей обеих компаний, конструкция новой многоцелевой машины, известной как S-97, будет основана на винтокрыле X2, который испытывался фирмой Сикорского.
Машина выглядит несколько необычной. Два соосных винта на небольшом расстоянии друг от друга, при этом вперёд аппарат летит не за их счёт, а с помощью заднего толкающего винта. В итоге устраняется избыточная сложность соосного вертолёта — ценой создания отдельного механизма, отвечающего за горизонтальное движение. В последнем, кстати, машина преуспела, достигнув 486 км/ч. Впрочем, для разработок Сикорского это не рекорд: экспериментальный вертолёт S-69 ещё в 70-х превысил это значение.
Но на сей раз речь идёт именно о винтокрыле, а не о вертолёте. Нормальные компоновочные схемы вертолётов имеют принципиальные ограничения, которые препятствуют наращиванию их скорости. КПД несущего винта по определению ниже, чем у неподвижного крыла самолёта. Поэтому классическому вертолёту не видать ни высоких, ни хотя бы приличных, но безопасных (без сильнейшей вибрации) крейсерских скоростей. Потери на парирование реактивного момента, да и несущий винт, создающий не только подъёмную силу, но и тягу для поступательного движения, — все эти решения эффективны только при взлёте-посадке с пятачка, а никак не для быстрого движения вперёд. Так что сейчас после получения приказа о боевом вылете скорость реакции ударной группировки вертолётов обычно равна таковой у группы Ju-87 семьдесят лет тому назад.
У X2 есть преимущества вертолётов-соосников, хотя манёвренность, по всей видимости, должна быть ниже, а убирающееся шасси явно менее надёжно в боевых условиях. |
Вот почему инженеры фирмы Сикорского отталкивались от технического облика S-69B и X2: соосный несущий винт, ужатый обтекаемый фюзеляж и толкающий винт в хвостовой части. Диаметр винта — около 10 м, а максимальный взлётный вес не превышает 3 600 кг. На первый взгляд, для боевого пилотируемого двухместного вертолёта это не много.
Хотя машину и называют многоцелевой, подразумевая, что она будет использоваться вначале как вооружённый разведчик, кажется, что речь идёт скорее о маскировке истинных намерений на случай технических сложностей. У армии США есть масса БПЛА, полёт которых дешевле будущего винтокрыла на X2-базе, поэтому разведывательный аппарат такого рода для тамошних военных — вещь не самая нужная. А вот интерес спецподразделений к новинке вполне понятен: для быстрого заброса небольшой группы в относительно глубокий тыл и её поддержки огнём других столь же достойных кандидатов пока просто нет.
Ударный потенциал S-97 не стоит недооценивать: благодаря простоте пилотажа (движение вперёд обеспечивается не несущими винтами) двухместный винтокрыл обещают сделать способным к беспилотным полётам под дистанционным управлением. В таком варианте (и тем более без десанта) машина сможет нести относительно приличную боевую нагрузку. Пока же всё вооружение сводят к паре блоков неуправляемых ракет или ПТУР и подвижной турели с пулеметом M2HB (калибра 12,7 мм с 500 патронами). В то же время основным игроком на поле боя S-97 вряд ли станет: нет существенного бронирования. Но тренд на скоростную машину с ударными возможностям очевиден и, бесспорно, интересен.
Представители фирмы Сикорского обещают добиться для S-97 крейсерской скорости в 426 км/ч, а дальности в 1 300 км — то есть боевого радиуса в 570 км. И то и другое для подобной машины немало и радикально превосходит показатели имеющихся у США (как и любой другой страны) боевых вертолётов. ЛА действительно выглядит многоцелевым. Так, заявлена способность перевозить до шести пассажиров, что заставляет вспомнить о Ми-24. Кроме того, обещают значительно лучшее (в сравнении с вертолётами) поведение на большой высоте (эхо Афганистана), а также прочее:
В то же время возникают вопросы: уязвимость новой машины может оказаться выше функциональных аналогов в силу большего количества винтов, да и соосные несущие винты расположены относительно близко, что теоретически позволяет говорить о возможности перехлёста. Прояснить значение этих проблем сможет только непосредственное применение на поле боя.
Демонстрационный ЛА по новой программе появится лишь к 2017 году, так что определённо сказать о его судьбе сегодня сложно. Тем не менее в американских вооруженных силах у этой машины есть свободная ниша, поскольку конвертоплан V-22 слишком тяжёл и громоздок для целого ряда задач, где требуется вертикального взлёта и посадки при быстром горизонтальном полёте, а классические вертолёты медленны...