Ядерная война — это конец современной цивилизации. Упадут бомбы, в прошлом останутся правительства и страны, промышленность и нормальные армии. Останется только он — советский «штурмовик Судного дня». Что это за проект и на что надеялись советские военные?
Оружие для Четвёртой мировой
После обмена ядерными ударами Советский Союз не собирался никуда исчезать. Считалось, что развитая система гражданской обороны, эвакуация и другие меры помогут сохранить государство. Но конец ядерной войны не означал конец войны обычной. А значит, постъядерной армии потребуется вооружение, чтобы отразить любые поползновения врага.
Можно использовать огромные резервы наземной военной техники на консервации, но что делать с авиацией? Довоенные самолёты, вероятнее всего, уничтожат ещё в первые дни, а после ядерных ударов возобновить их выпуск не получится. Тогда нужен проект, который можно собрать на неподготовленных, и даже повреждённых заводах.
Так в начале 80-х годов родилась программа ЛВШ — «легко воспроизводимый штурмовик».
Штурмовик Судного дня должен быть простым в производстве и выполнять максимальное количество задач. Для этой роли идеально подходил самолёт Ан-2
Но с этого места нас прямо-таки одолевают сомнения.
С кем и за что собирался воевать постъядерный СССР, да ещё и с использованием полноценных штурмовиков?
Масса вопросов возникает, если посмотреть на требования к ЛВШ: применение конструкции Су-25, разработка управляемого вооружения, аппаратуры РЭБ и ещё много чего. Неужели советские руководители были настроены настолько оптимистично и верили, что наладят выпуск сложных машин после ядерной войны? Сомнительно.
Один из первых вариантов ЛВШ от «Сухого». Титановая кабина от Су-25, достаточно сложные формы. Построить такой самолёт в условиях постядерной разрухи — ненаучная фантастика
Идеологически неверный самолёт
Если соотнести дату появления программы и требования к ней, станет ясно, что перед нами не штурмовик постапокалипсиса, а обычный противопартизанский самолёт (он же COIN — сounter-insurgency aircraft). Представители этого класса авиации отлично показали себя во Вьетнаме и над Латинской Америкой. Не менее полезными они были бы для СССР в Афганистане.
Вот только использовать такие машины советская армия не могла по идеологическим причинам: ведь это орудие угнетения борцов за свободу! Пришлось делать вид, что речь идёт о «самолёте для Судного дня».
Вариант ЛВШ от «МиГ». Проще и реалистичнее своих конкурентов, что его и сгубило
К работе над ЛВШ привлекли конструкторские бюро Сухого и МиГа, а также несколько групп молодых авиаконструкторов. МиГовцы быстро выбыли из игры: их проект был простым и дешёвым, но по характеристикам серьёзно уступал предложению конкурентов.
Конструкторское бюро Сухого не стало особо заморачиваться и представило доработанный под использование поршневых двигателей Су-25. Последний и выбрали военные для дальнейших работ. Казалось, у СССР есть все шансы получить свой противопартизанский самолёт.
Но тут конструкторов понесло.
Лёгкий штурмовик «Фотон», разработанный студентами и сотрудниками МАИ. Из всех вариантов ЛВШ, как ни странно, оказался ближе всего к полноценной реализации
Фантазия без границ
Сделать простой штурмовик — скучно и банально. Куда интереснее создать машину с выдающимися лётно-техническими характеристиками, используя новаторские решения и продвинутые технологии.
Начались попытки использовать в проекте различные нестабильные аэродинамические схемы (чего стоит один продольный триплан, с любовью взлелеянный в конструкторском бюро Сухого), где пилот мог управлять самолётом только с помощью бортового компьютера.
Некоторые поздние проекты по теме ЛВШ вполне можно принять за НЛО.
Неудивительно, что по цене эти машины уже догоняли обычный Су-25. А денег в СССР становилось всё меньше и меньше.
Различные поздние варианты ЛВШ конца 80-х и начала 90-х годов
Лётный прототип ЛВШ так и не начали строить — ни в конце 80-х, ни тем более в начале 90-х годов. С развалом Союза исчезли все шансы на появление этой машины в металле, но поток креатива уже было не остановить. Модельки штурмовиков удивляли посетителей различных выставок смелостью решений — но интереса не вызывали. Слишком дорогие, слишком сложные в производстве и эксплуатации.
Не нашлось на них денег и в родной стране.
Тяжёлый противопартизанский штурмовик с использованием фюзеляжа от Ми-24
В начале 90-х годов конструкторы, работавшие над ЛВШ, создали собственную фирму — «Аэропрогресс» — и продолжили работу над противопартизанскими самолётами. И, хотя ряд их проектов находился на уровне зарубежных образцов, интереса они тоже не вызвали. Ведь рынок подобных машин уже занят.
Штурмовик Т-501, созданный в России. В целом не уступает своему «коллеге» «Tucano», но проект финансирования не получил
В России до сих пор нет хорошего лёгкого штурмовика, столь нужного для современной низкоинтенсивной войны. Если бы не излишнее давление идеологии в Советском Союзе и стремление авиаконструкторов к совершенству, такая машина могла бы встать на вооружение или хотя бы выйти на испытания уже в 80-е годы.
Но не сложилось.