Начались испытания нового высотного БПЛА Boeing Phantom Eye. 10 марта 2012 года на базе ВВС США в Эдвардсе он совершил первую наземную рулёжку на оригинальном отделяемом взлётном шасси. Хотя скорость руления не кажется чрезмерной (всего 55 км/ч), дрон, созданный в ответ на «постафганские» требования американских военных, действительно представляет собой новое слово в технике.
Обычно, говоря о БПЛА, мы представляем малоразмерный и малозаметный аппарат, разведывающий и наносящий штурмовые удары с небольших высот и на скорости, меньшей, чем у Ил-2. Малый размер воспринимается как защита от средств обнаружения, а никакая скорость — как гарантия точности.
Однако есть и другой подход к будущему дронов — американский. Как вы уже догадались, в полном соответствии с американскими техническими традициями, грядущие БПЛА представляются им большими. Очень большими! Phantom Eye имеет размах крыльев в 76,25 м, полезную нагрузку — 203 кг. Потолок этого гиганта большой разведки будет достигать 20 км, а крейсерская скорость — 278 км/ч. Вес пустого дрона — 3 390 кг, и это тоже рекорд для аппарата таких размеров; достичь этого удалось благодаря широчайшему применению в конструкции углепластика. Время непрерывного патрулирования — с 96 до, по некоторым данным, 240 часов (очевидно, на очень низкой скорости). Оно столь велико, что у дрона нет обычного шасси, зато есть специальная пусковая система, которая состоит из четырёхколёсной тележки, разгоняющей его до 55 км/ч, и избавляет от необходимости нести избыточный груз в виде мощного шасси. Посадка же происходит на лёгкое переднее колесо и боковые полозья, напоминающие вертолётные. Вес, сложность и стоимость обычного шасси уже давно стали головной болью авиаконструкторов всего мира, и найденное решение, бесспорно, довольно удачно, по крайне мере для аппарата, взлетающего и садящегося раз в много суток.
Зачем он нужен? В Афганистане ВВС США столкнулись с тем, что обычные низковысотные БПЛА страдают двумя основными недостатками: у них мала наблюдаемая площадь, а их бортовое оборудование должно быть лёгким (при этом качественные приборы наблюдения имеют приличные габариты и массу). Не говоря уже о том, что ПЗРК всё же сбивают их. Чего уж, даже китайские нелицензионные ДШК, успевшие пострелять ещё по советским самолётам и вертолётам в прошлую войну, могут «завалить» аппарат на высоте в сотни метров. Кроме того, воздушный разведчик с большой наблюдаемой зоной, способный летать сутками, потребует от ВВС США меньшей плотности сети военных баз.
Именно тогда армейское командование захотело иметь разведчик, одновременно накрывающий большие площади из-за своей высотности и по тем же причинам неуязвимый для ПЗРК.
Технически необычно в Phantom Eye только применение двух автомобильных ДВС, модифицированных под водород: это фордовские 2,3-литровые бывшие бензиновые двигатели с трёхступенчатым турбонагнетателем. Вес жидкого водорода в двух сферических баках с пенополиуретановым утеплением, диаметром 2,4 м каждый, составляет 836 кг. (Дрон Boeing Condor, действовавший в 1980-х, тоже использовал поршневые двигатели, установив на них в 1989 году рекорд высотности для поршневого ЛА — 20 км, которые обещаны и Phantom Eye.)
Крылья всё ещё не установлены, так как их колоссальный размах и высокая гибкость затруднили бы тестовую рулёжку. (Здесь и ниже изображения Boeing.) |
Водород — разумеется, веяние недавнее. По словам представителей Boeing, это делает разведчик экологичнее, так как единственным выхлопом его двигателей будет вода. Конечно, возникает разумный вопрос о выхлопах, произведённых при производстве энергии для гидролиза и последующей доставки водорода из США в Афганистан (воздушным-то путём). Но магический трюк уже сделан: слово «экология» определённо повлияет на выбор ВВС, ведь им ещё проводить финансирование через конгресс, где на экологию тоже молятся. Если же вернуться к суровой реальности, то выбор жидкого водорода обусловлен тем, что его удельная энергоёмкость вдвое больше, чем у любого топлива на основе нефти. Следовательно, время пребывания гиганта в воздухе при одинаковом весе топлива удваивается. Вместе с отделяемым шасси это одно из ключевых решений, обусловливающих высокие ЛТХ Phantom Eye.
Два огромных алюминиевых бака с жидким водородом размещены в самой широкой части фюзеляжа. Такую большую металлическую цель заметил бы и РУС-1 образца 1939 года. Зато дальность! |
Отметим, однако, что использовать это крайне дорогое средство высотной разведки в войне со сколько-нибудь развитым государством не удастся. У непереносных ЗРК нет ограничений на количество носимого топлива, и они ещё в 1960-х научились сбивать объекты на такой высоте. При этом Phantom Eye не имеет отношения к стелс-технологиям, хотя в нём, как и в предшественнике, основная часть конструкции выполнена из углепластика, теоретически снижающего радиозаметность. Всё дело в двух двигателях с винтами: в них слишком много металла, да и другие моменты, такие как огромные металлические топливные баки, осложняют его стелс-исполнение. Именно поэтому Boeing Condor, предшественник Phantom Eye, не был принят в своё время на вооружение: ЛА со скоростями ТБ-3 и при этом вдвое больших размеров не имеет шансов против сколько-нибудь развитого противника. Таким образом, речь идёт скорее о создании нового «высокоэкологичного» (хотя и чрезмерно дорогого) средства ведения войны со странами третьего мира.