Гонка за малозаметностью, с одной стороны, проходит быстро, с другой — ей приходится учитывать всё новые и новые диапазоны спектра. После существенного прогресса в снижении инфра- и радиозаметности ВМС США взялись за уменьшение поглощения своими самолётами УФ-лучей.
Последний публичный тендер, проведение которого анонсировано ВМС США, предусматривает создание «устройства УФ-незаметности». По предыдущей титанической борьбе за стелс-технологии в других областях спектра легко догадаться, что на эти цели также будут потрачены многие миллиарды. Но стоит ли оно того? Попробуем ответить на этот вопрос.
Начиная со «Стингера» с двухдиапазонной головкой самонаведения (на первых была только ИК ГСН), создано множество зенитных ракет, ГСН которых работают как в ИК-, так и в ультрафиолетовом (УФ-) диапазоне длин волн. Это дало им серьёзное преимущество: общее обнаружение цели осуществляла ИК-подсистема, а на ближних расстояниях, чтобы избежать отстреливаемых тепловых ложных мишеней, разработанных ещё в гитлеровской Германии и распространённых как аспирин, применялось УФ-наведение. Инфракрасные ГСН IV поколения вроде бы справляются с имеющимися тепловыми помехами, но новые системы ложных мишеней, как считается, опять вернули гонку в исходное состояние. Самолёт, естественно, не излучает в этом диапазоне. Зато солнечные лучи соответствующей длины волн он не пропускает, и по ультрафиолетовой «тени» его можно выделить среди любого количества ложных ИК-мишеней.
Самым простым вариантом борьбы с УФ-заметностью ВМС США видят отстрел распылителей аэрозолей, почти как у существующих ложных тепловых мишеней. (Фото ВМС США.) |
Во время Вьетнамской войны можно было потерять тысячи самолётов. Сейчас же стоимость новой боевой машины американского производства не хочет падать ниже $200 млн — а значит, американским самолётам придётся воевать всё больше без потерь. Отсюда и нужда в подобных устройствах.
В качестве основного способа достижения УФ-незаметности военные предлагают распылять не пропускающее ультрафиолет вещество (аэрозоль?) с самолёта из специальных контейнеров. Надо думать, речь идёт о контейнерах внешней подвески, ибо при скоростях выше звуковой с внутренней подвески сбрасывать F-35 ничего не может (по крайней мере по открытой информации). Но если это так, то о радионезаметности надо забыть: контейнеры на внешней подвеске с ней не всегда ладят. С учётом постоянно подчёркивающейся малой радиозаметности нового истребителя такой шаг не кажется разумным. Можно распылять облачко УФ-отражателя на дозвуковых скоростях, но этот вариант тоже сомнителен. Заметив ракету при, скажем, собственной скорости в М1,6, лётчик должен будет а) сбросить скорость и б) отстрелить ловушки. Вот и получается, что при наличии у противника ЗУР с двухдиапазонной головкой самонаведения F-35 всегда должен будет летать на звуковой и дозвуковой скоростях.
Видимо, поэтому условия тендера предлагают ещё две опции борьбы с УФ-заметностью самолёта — квантовые точки и метаматериалы.
И это хорошо. Если из квантовых точек удастся сделать средства снижения УФ-заметности, то нас, без преувеличения, ожидает революция в области квантовых точек. Дело в том, что чем больше квантовая точка, тем длиннее волны, которые она может излучать. Маленькие квантовые точки излучают в фиолетовой части спектра, совсем маленькие — в УФ-диапазоне. Но вот проблема: чем миниатюрнее квантовая точка, тем хуже её живучесть, количество рабочих циклов. На существующих технологиях УФ-маскировка из квантовых точек будет жить меньше, чем пресловутое радиопоглощающее покрытие F-22 во время дождя. Как и у F-22, его нужно будет менять после нескольких вылетов, но выдержит ли такие муки бюджет США?
Одним словом, если на этом направлении что-то и получится, то только за счёт революции в живучести предельно малых квантовых точек. Нет нужды говорить о плюсах, которые извлечёт из этого масса чисто гражданских исследований.
Не прошло и трети века после проявления «Стингера» с двухдиапазонной головкой самонаведения, как в требованиях американских военных к новым истребителям появилось обеспечение УФ-малозаметности. |
Проще всего, казалось бы, пойти по пути разработки метаматериалов. Плохо одно: метаматериал, создающий иллюзию невидимости для стороннего наблюдателя, возможен, но пока он работает только в фиксированных частях диапазона («замаскированные» предметы для человеческого, например, зрения выглядят полупрозрачными, потому что наш глаз видит в широком спектре). Материал, защищающий от головок УФ самонаведения с фиксированным диапазоном, можно сделать уже сейчас, но не надо быть пророком, чтобы предсказать также появление УФ ГСН с плавающим диапазоном.
Пожалуй, ключевой вопрос с этим тендером один: почему лишь в ВМС США работают столь умные люди? Почему борьба с УФ-заметностью не беспокоит ни ВВС, ни армию, ни морпехов той же страны, у которых есть свои варианты F-35 (F-35 A и F-35 B)? И почему всё это предлагается разрабатывать сейчас, на живую нитку латая прорехи в малозаметности F-35? Бесспорно, более логичным было бы выдать такие требования до создания новых истребителей, скажем, 10–20 лет назад. Сейчас же всё это похоже на то, что и сами ВМС не слишком верят, что F-35 C удастся довести в срок (недавно было объявлено о намерении продлить закупки их предшественников, немолодых F-18, аж до 2020-х годов).