Павел Осипович Сухой — выдающийся советский авиаконструктор, один из основателей отечественной школы реактивной и сверхзвуковой авиации. Являлся дважды Героем Социалистического Труда (1957 и 1965 годы), лауреатом Сталинской (1943 год), Ленинской (1968 год) и Государственной премий (1975 год), а также лауреатом премии №1 имени Туполева (1975 год, посмертно). Под руководством данного авиаконструктора было разработано более 50 конструкций самолетов. За свою жизнь Павел Осипович Сухой сумел создать в своем ОКБ настоящую школу проектирования различной авиационной техники, отличающуюся новаторским духом, нестандартным подходом к решению технических задач и смелостью инженерных решений. 22 июля 2015 года авиационная общественность отмечает 120-летие со дня рождения легендарного конструктора.
Сухой Павел Осипович родился 22 июля 1895 года в селе, а теперь уже городе Глубокое Витебской области в Белоруссии в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. По национальности белорус. В семье Сухих было шестеро детей: 5 девочек и один мальчик — Павел. В 1900 году отцу будущего авиаконструктора предложили возглавить школу для детей железнодорожников в Гомеле, и семья перебралась в город. В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию, которую окончил в июне 1914 года с серебряной медалью, имея оценки «отлично» по десяти предметам и оценки «хорошо» по немецкому языку и латыни. Особенно были отмечены его успехи в математике и физике.
Стоит отметить, что будущий авиаконструктор с удивительным упорством добивался лучшего образования из возможных. В 1914 году он поступает в Московский университет на математический факультет. А через год в Императорское Высшее техническое училище (будущее МВТУ им. Баумана). На тот момент это был единственный вуз в Российской империи, в котором изучались технические и теоретические проблемы воздухоплавания. Здесь он стал членом кружка воздухоплавания, руководил которым профессор Николай Жуковский. Уже тогда Павел Сухой прекрасно понимал, чем он хотел бы заниматься в своей жизни. Позднее, рассказывая своей дочери Ирине о своем отрочестве, Павел Сухой отмечал, что наиболее сильным впечатлением его детских лет стали показательные полеты над Гомелем аэроплана, которым управлял русский авиатор Сергей Уточкин. Данные полеты проводились в рамках публичных гастролей пилота по городам Российской империи.
В 1916 году Сухого призвали в армию. После завершения Школы прапорщиков в 1917 году он был отослан на Западный фронт в действующую армию, где служил в пулеметной роте, приняв участие в Первой мировой войне. После октябрьской революции 1917 года фронт окончательно развалился, а Павел Сухой был демобилизован и вернулся к себе в родной Гомель, где какое-то время трудился учителем математики. Летом 1921 года он принимает решение вернуться назад в Россию и продолжить свое обучение. Осенью 1921 года Сухой снова посещает знакомые ему аудитории Технического училища в Москве. В 1923 году в столицу приезжает Софья Феликсовна, чтобы помочь овдовевшей сестре с маленькими детьми. Павел и Софья случайно встретились на московских улицах. Павел Сухой сделал своей землячке предложение стать его женой, на что та ответила согласием. 29 апреля 1925 года у пары родилась дочь Ирина, а позднее в 1932 году сын Дмитрий.
В 1925 году учеба для Павла Сухого подошла к концу. При этом Андрей Туполев уже тогда разглядел в Павле талант авиационного конструктора, поэтому пригласил молодого инженера на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное строительство) — конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Будущий авиаконструктор согласился на данную работу и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.
Полученное конструктором образование помогало ему свободно читать авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, владея латынью, читать со словарем и на некоторых других европейских языках — французском, английском, итальянском и ряде других. Все это в какой-то мере повлияло на успехи Павла Сухого в его инженерной и административной деятельности. Помогали ему переводить техническую литературу и его жена Софья (с французского языка) и дочь Ирина (с французского и английского языков).
Су-2
Первой работой начинающего авиаконструктора стал истребитель И-4, а затем цельнометаллический истребитель И-14 и ряд других проектов. В 1932 году Павла Сухого назначают ответственным руководителем по проектированию и постройке машины РД («рекорд дальности» — АНТ-25). В 1934 году на этом самолете удалось установить мировой рекорд продолжительности и дальности полета по замкнутому маршруту. В 1937 году экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова успешно выполняют ставшие легендарными перелеты через Северный полюс в США. А в 1938 году на самолете ДБ-2Б «Родина», проектированием и постройкой которого руководил Павел Осипович, экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой сумел осуществить рекордный перелет на дальность.
В 1938-1939 годах Павел Сухой принимает участие в конкурсе на разработку ближнего бомбардировщика «Иванов» и одерживает в нем победу. С этой победой ему представляется уникальный шанс организации собственного КБ. Первенцем его конструкторского бюро стал легкий бомбардировщик Су-2 («Сухой-2»). Машина успешно прошла испытания и строилась серийно. Самолет принял участие в Великой Отечественной войне, он использовался в качестве ближнего бомбардировщика и штурмовика. Экипажи более 900 самолетов Су-2 героически сражались с врагом в небе Белоруссии, Бессарабии на начальном этапе войны, а также у стен Сталинграда. При этом работы по проектированию более совершенных боевых самолетов активно шли и в трудные военные годы. В 1943 году за разработку опытного бронированного штурмовика Су-6 конструктор был награжден Сталинской премией I степени.
В 1945 году ОКБ Сухого работает над опытным реактивным истребителем Су-9, начинается эра реактивной авиации, в которой талант Павла Осиповича Сухого разворачивается на полную силу, сверкая всеми своими гранями. До 1949 года создаются новые самолеты Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17, на которых в тесном сотрудничестве с авиационной наукой и, в первую очередь, с ЦАГИ удается отработать многие новые решения, ведутся работы по увеличению скорости полета. К тому времени уже полностью сложился костяк творческого коллектива ОКБ Сухого. Но несмотря на этот факт, в 1949 году советское правительство решило изменить приоритеты, расформировав опытное конструкторское бюро Сухого. В этот период Сухой работает заместителем Андрея Туполева. Под его руководством была спроектирована модификация самолета Ту-2 — УТБ.
Стоит отметить, что во всех своих работах, которые относятся к периоду с 1925 по 1953 годы, можно легко проследить незаурядность творческих замыслов, обоснованный технический риск и уникальность воплощения на практике. В актив Павла Сухого, как конструктора, а также его сподвижников и коллектива конструкторского бюро можно занести с пометкой «сделано впервые» убирающееся в полете шасси, топливные баки-отсеки крыла, гладкую металлическую обшивку, бустер в системе управления, катапультируемое кресло летчика, тормозной парашют, систему спасения экипажа самолета в отделяемой кабине и многое другое.
В мае 1953 года в советском правительстве признали ошибку и вновь назначают Павла Сухого во главе своего собственного КБ. Он был назначен руководителем КБ-1, коллектив которого еще с середины 1952 года занимался изучением истребителя «Сейбер» американского производства. Отдельные результаты, полученные при изучении американской машины, были использованы Сухим и его КБ в дальнейших работах.
В октябре 1953 года Павел Сухой получил в свое распоряжение производственный коллектив, представляющий завод №51. На этом же этапе был свернут план работ по истребителю «Сейбер», но в свою очередь широко развернуты работы по созданию новых самолетов. На этом этапе Павел Осипович проявил лучшие свои качества, подтвердив реноме отличного творца и организатора, если данные понятия вообще стоит разделять. Конструктору удалось в очень короткие сроки сплотить новые для него коллективы производственников и проектировщиков, создавая при этом выдающиеся по летно-техническим характеристикам машины.
Су-17
К примеру, самолет С-1 поднялся в небо в сентябре 1955 года, то есть примерно через два года после инициации работ над этим проектом. Еще через полгода в небо поднялся самолет Т-3. В дальнейшем под непосредственным руководством знаменитого авиаконструктора было спроектировано несколько типов самолетов с большим количеством модификаций, каждая из которых могла называться прорывом в советской и мировой авиации.
Руководить людьми — значит предвидеть будущее. Этим качество или даже можно сказать даром Павел Сухой обладал в полной мере, этот дар базировался на огромном его опыте и интуиции. Подтверждением данного дара является то, что ему удавалось выбирать оптимальные параметры для всех своих серийных самолетов, обеспечивая им очень долгую — до 30 лет и более «жизнь» в небе; также подтверждением этому является создание стратегического бомбардировщика Т-4, возможность разработки которого на тот момент отрицали все авторитетные специалисты отрасли; инициативная разработка самолета-штурмовика Су-25, которая стала процессом возрождения в нашей стране штурмовой авиации на базе самых передовых на тот момент времени технологий; выбор размерности самолета Т-10, использование неустойчивости в продольном канале и интегральной компоновки — решения, которые во многом определили успех всех самолетов семейства Су-27.
Су-27
Конкурировать с советскими и иностранными самолетостроительными фирмами помогали технические решения, многие из которых были впервые реализованы на практике:
— на самолетах Су-7 и Су-9 была внедрена система необратимого бустерного управления без перехода на «ручное», появилась система автоматического регулирования воздухозаборников, применен целиком подвижный стабилизатор, все это в комплексе позволило преодолеть звуковой барьер и обеспечить самолетам скорость полета, которая в два раза превысила скорость звука.
— на самолете Су-17 было внедрено крыло изменяемой стреловидности, что значительно повысило ЛТХ данной боевой машины.
— на самолете Су-24 в прицельно-навигационном комплексе была применена цифровая вычислительная машина, реализован режим полета на низкой высоте с облетом препятствий, что увеличило боевую эффективность всего авиационного комплекса.
— на самолете Су-25 был внедрен комплекс боевой живучести, который включал в себя полностью бронированную кабину пилота, использование пористого заполнителя топливных баков и некоторые другие мероприятия, которые обеспечивали значительное снижение потерь штурмовиков и летчиков в реальных условиях боевых действий.
— на самолете Т-4 широко использовались титановые и высокопрочные стальные сплавы, специально разработанные для этого самолета, а также сварные конструкции, была внедрена система электродистанционного управления, была установлена высокотемпературная гидросистема с номинальным рабочим давлением 280 атмосфер, имелись многокамерные рулевые приводы большой мощности с раздельными распределительными и исполнительными устройствами.
Освоенные в процессе разработки и испытаний технологии стали основой для создания самолетов следующего поколения.
Большое внимание знаменитый авиаконструктор уделял вопросу развития лабораторно-стендовой базы предприятия, создавать которую начали еще в 1954 году со строительства полноразмерного стенда гидромеханической системы управления. При этом все новшества проходили отработку и испытания в лабораторных условиях на полунатурных стендах, а также на летающих лабораториях. При этом объем предварительных испытаний и проверок должен был свести к минимуму технологический риск внедрения новейших технологий. Данный подход отражался в работе всего КБ Сухого, где в каждом отделе существовал свой научно-исследовательский комплекс соответствующей направленности.
Павел Сухой жил и работал в Москве, где и скончался 15 сентября 1975 года. Был похоронен на Новодевичьем кладбище. Память знаменитого конструктора была увековечена в России и в Белоруссии. В Гомеле были установлены бюст героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился. Также мемориальная доска появилась в российской столице на доме, в котором он жил, а также на здании МГТУ имени Баумана. Помимо этого, именем Павла Сухого были названы Гомельский государственный технический университет (ГГТУ), улицы в Гомеле и Москве. А в 1985 году в школе №1 города Глубокое был открыт музей Павла Осиповича Сухого.
По материалам из открытых источников
Автор Юферев Сергей.